История Новоалтайска неотделима от железной дороги. Ее строительство более века назад сыграло роль катализатора в его превращении из небольшого поселения в значимый транспортный узел. Позднее на несколько десятилетий именно здание вокзала стало самым узнаваемым символом города – его архитектура, выделявшаяся на фоне других станций, сделала его местной достопримечательностью и визитной карточкой.
Сегодня этого знакового строения, определявшего облик города, больше нет – оно снесено. Предлагаем вспомнить, каким был легендарный вокзал-полусфера, и что пришло ему на смену.Первый вокзал в Новоалтайске (тогда еще селе Чесноковка) появился в 1914 году вслед за железной дорогой. Он стал свидетелем превращения села в рабочий поселок, а затем, в 1942 году, – и в город.
Однако бурный рост объемов грузовых и пассажирских перевозок, строительство вспомогательных и продление существующих путей, да и сам статус города потребовали нового, более вместительного и современного "лица". Старый вокзал, верой и правдой служивший десятилетия, перестал отвечать масштабам времени.
Место для нового здания выбрали символичное – по соседству с существовавшим вокзалом, там, где с самых первых дней функционирования железной дороги стояла дореволюционная водонапорная башня. Проект, разработанный Владимиром Авксентюком, для 1963 года был смел и поэтичен: не просто построить новое здание, а создать комплекс, интегрировав в него старую башню, облагородив ее и сделав живой частью новой архитектуры.
Еще одним прогрессивным элементом должен был стать пешеходный тоннель под путями, повышающий безопасность и комфорт пассажиров.
Однако грандиозным планам не суждено было реализоваться в полной мере. К моменту начала строительства в 1969 году проект был значительно упрощен. Дореволюционную водонапорную башню, которую хотели сохранить как памятник инженерной мысли и истории места, снесли (ее, к слову, пришлось подрывать – настолько крепкой оказалась кирпичная кладка), от идеи пешеходного тоннеля также отказались.Строительство, требующее новаторских для того времени решений, растянулось на пять лет. Наконец, к весне 1974 года, новый вокзал станции Алтайская был сдан. Несмотря на все упрощения, результат оказался впечатляющим – оригинальная форма в виде полусферы с трехэтажной башней, витраж из разноцветных стекол и уникальные часы, висевшие под сводом потолка, делали строение не просто функциональным зданием, а настоящей архитектурной доминантой, символом прогресса и визитной карточкой, по чьему узнаваемому силуэту тысячи людей безошибочно определяли: "Мы приехали!".
Долгое время новое здание вокзала соседствовало со старым, в котором после реконструкции разместили комнаты хранения багажа, медпункт и другие вспомогательные помещения. Однако, до конца нулевых и старому, и новому зданию было суждено кануть в Лету.
Началом конца для главной новоалтайской достопримечательности стал 2006 год, когда в результате проведенной экспертизы выяснилось, что в здании-полусфере превышен допустимый износ несущих арочных конструкций, и оно не отвечает требованиям по сейсмостойкости и безопасности. Уже в 2008 строение снесли, а еще через два года на том же месте вырос новый ж/д вокзал. Тогда же под снос пошло и старое здание.
Новая постройка, на контрасте с оригинальным предыдущим вокзалом, не всем новоалтайцам пришлась по душе. Впрочем, стоит признать, что несмотря на внешнюю простоту, внутри здания весьма уютно и комфортно. Помимо стандартных помещений, вроде касс, санузлов и кафе, здесь также можно найти уголок культуры, десятки картин и стенд, посвященный экологии и переработке мусора.
Примечательно, что через пару лет после сноса старого здания вокзала местным "Водоканалом" была обнаружена любопытная находка – фрагмент трубы водопровода, тот самый, что был подведен к круглой водонапорной башне, построенной в 1913-1914 годах, для заправки водой паровозов и хозяйственных нужд. Сейчас он хранится в новоалтайском краеведческом музее.
История Новоалтайска неотделима от железной дороги. Ее строительство более века назад сыграло роль катализатора в его превращении из небольшого поселения в значимый транспортный узел. Позднее на несколько десятилетий именно здание вокзала стало самым узнаваемым символом города – его архитектура, выделявшаяся на фоне других станций, сделала его местной достопримечательностью и визитной карточкой. Сегодня этого знакового строения, определявшего облик города, больше нет – оно снесено. Предлагаем вспомнить, каким был легендарный вокзал-полусфера, и что пришло ему на смену.
Первый вокзал в Новоалтайске (тогда еще селе Чесноковка) появился в 1914 году вслед за железной дорогой. Он стал свидетелем превращения села в рабочий поселок, а затем, в 1942 году, – и в город.
Однако бурный рост объемов грузовых и пассажирских перевозок, строительство вспомогательных и продление существующих путей, да и сам статус города потребовали нового, более вместительного и современного "лица". Старый вокзал, верой и правдой служивший десятилетия, перестал отвечать масштабам времени.
Место для нового здания выбрали символичное – по соседству с существовавшим вокзалом, там, где с самых первых дней функционирования железной дороги стояла дореволюционная водонапорная башня. Проект, разработанный Владимиром Авксентюком, для 1963 года был смел и поэтичен: не просто построить новое здание, а создать комплекс, интегрировав в него старую башню, облагородив ее и сделав живой частью новой архитектуры.
Еще одним прогрессивным элементом должен был стать пешеходный тоннель под путями, повышающий безопасность и комфорт пассажиров. Однако грандиозным планам не суждено было реализоваться в полной мере. К моменту начала строительства в 1969 году проект был значительно упрощен. Дореволюционную водонапорную башню, которую хотели сохранить как памятник инженерной мысли и истории места, снесли (ее, к слову, пришлось подрывать – настолько крепкой оказалась кирпичная кладка), от идеи пешеходного тоннеля также отказались.
Строительство, требующее новаторских для того времени решений, растянулось на пять лет. Наконец, к весне 1974 года, новый вокзал станции Алтайская был сдан. Несмотря на все упрощения, результат оказался впечатляющим – оригинальная форма в виде полусферы с трехэтажной башней, витраж из разноцветных стекол и уникальные часы, висевшие под сводом потолка, делали строение не просто функциональным зданием, а настоящей архитектурной доминантой, символом прогресса и визитной карточкой, по чьему узнаваемому силуэту тысячи людей безошибочно определяли: "Мы приехали!".
Долгое время новое здание вокзала соседствовало со старым, в котором после реконструкции разместили комнаты хранения багажа, медпункт и другие вспомогательные помещения. Однако, до конца нулевых и старому, и новому зданию было суждено кануть в Лету.
Началом конца для главной новоалтайской достопримечательности стал 2006 год, когда в результате проведенной экспертизы выяснилось, что в здании-полусфере превышен допустимый износ несущих арочных конструкций, и оно не отвечает требованиям по сейсмостойкости и безопасности. Уже в 2008 строение снесли, а еще через два года на том же месте вырос новый ж/д вокзал. Тогда же под снос пошло и старое здание.
Новая постройка, на контрасте с оригинальным предыдущим вокзалом, не всем новоалтайцам пришлась по душе. Впрочем, стоит признать, что несмотря на внешнюю простоту, внутри здания весьма уютно и комфортно. Помимо стандартных помещений, вроде касс, санузлов и кафе, здесь также можно найти уголок культуры, десятки картин и стенд, посвященный экологии и переработке мусора.
Примечательно, что через пару лет после сноса старого здания вокзала местным "Водоканалом" была обнаружена любопытная находка – фрагмент трубы водопровода, тот самый, что был подведен к круглой водонапорной башне, построенной в 1913-1914 годах, для заправки водой паровозов и хозяйственных нужд. Сейчас он хранится в новоалтайском краеведческом музее.