Один из ключевых показателей самочувствия производства – индекс промышленного производства – в Алтайском крае продолжает падать. Он показывает физические объемы изготовленной продукции и в январе-мае 2025 года, по данным Алтайкрайстата, составил 96,1% к такому же периоду прошлого года. В минпроме региона констатируют: на "грустную" динамику влияние оказывают высокая ключевая ставка и, соответственно, дороговизна кредитных денег, а также высокая база 2024 года.
Алтайский край не единственный в Сибири показывает отрицательную динамику по ИПП. Из 10 регионов СФО в шести она ниже 100%. Но наш регион – предпоследний с конца. Из 28 видов деятельности в промышленности, данные по которым публикует Алтайкрайстат, по 9 ИПП оказался выше 100%, по 19 видам – ниже.Напомним, по итогам первого квартала ИПП в крае составлял 98%. После сверхуспешных 2023-2024 годов, когда показатель доходил до 107%, уход в минус показал уже другое состояние экономики. Тогда исполнительный директор Союза промышленников Алтая Виктор Мещеряков сказал, что по итогам года индекс может упасть до 95%, а это уже близко к 94% крайне кризисного 2009 года. Но в минпроме региона отмечали, что, несмотря на небольшое падение, никакой паники на предприятиях нет.
Сейчас в министерстве также дали развернутый анализ причин дальнейшего падения.
Главные – добытчикиСерьезный плюс показывает добывающая отрасль, где выпуск увеличился на 31%. Лидерство здесь у добычи металлических руд, где динамика – 147%. Это связано с ростом объемов добычи руд на Корбалихинском руднике компании "Сибирь-Полиметаллы", где прошла мощная модернизация производства.
В обрабатывающей промышленности, к которой относится большинство заводов, индекс в январе-мае составил 96,3%.
Рост показало "производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования" – 109,1%. Главная заслуга здесь – у котельных и оборонных заводов.
Также в плюсе – "производство электронных изделий" с индексом в 117,3%. Здесь "зашиты" предприятия, изготавливающие электроприборы, системы пожаротушения, электронные компоненты.
Производство комплектующих для автомобилей выросло на 14,5%.
Кто в минусе"Это в первую очередь связано с выпуском продукции двойного назначения (то есть в том числе для оборонки. – Прим. ред.). При этом спрос на гражданскую продукцию: форсунки, колесные диски и топливные системы – снижается из-за простоев у российских производителей дизельных двигателей, техники и автомобилей", – сообщили в минпроме.
Вагоностроение – ИПП 76,4%. Главная причина резкого падения – политика компании "РЖД", которая ввела ограничения на регистрацию новых вагонов. "При этом, по данным предприятий отрасли, они вышли на стабильный уровень загрузки мощностей в 75-80% и планируют дальнейшую работу на нём", – сообщили в минпроме.
Производство кокса – ИПП 95,7%. Здесь фактически единственный производитель – "Алтай-Кокс", объемы которого полностью зависят от заказов головной компании – "НЛМК" – и ситуации на рынке металлов.
Индекс от 90 до 100% зафиксирован и во многих других отраслях производства: химической, электрооборудования, легкой, пищевой и других.
В числе причин падения в минпроме называют:
высокие ставки по оборотным кредитам, снижение инвестиционной активности крупных холдингов, которым заводы Алтайского края поставляют оборудование и технику, уменьшение спроса на товары народного потребления, снижение конкурентоспособности продукции на экспортных рынках из-за укрепления рубля."Этюд" в темных тонах"В целом предприятия не объявляли простои, не осуществляли массовые сокращения работников. Заработная плата выплачивается своевременно и продолжает индексироваться, социальные программы сохраняются. Предприятия ОПК, котлостроения и ряд производителей химической продукции продолжают набор кадров и готовы трудоустраивать сотрудников с предприятий, на которых снизились объемы производства", – сообщили в министерстве.
Падение идет не только в промышленности. "Картина в целом [по стране и экономике] состоит из темных красок", – говорил на недавнем конгрессе предпринимателей, на сессии, посвященной легкой промышленности, Анатолий Дегтярев, гендиректор компании "Спецобъединение Сибирь".
По стране по итогам первого квартала ВВП вырос примерно на 1%. Но при этом серьезное падение объемов произошло в одной из отраслей-локомотивов – строительстве, где из-за отмены льготной ипотеки и заградительных ставок по ипотеке произошел обвал продаж. За этим "посыпались" сопутствующие отрасли вроде производства и продажи стройматериалов, мебели и т. д.
В ритейле, писал в мае "Коммерсант", идет заметное сокращение числа покупателей, особенно непродовольственных товаров, и нарастание убытков в офлайн-торговле. А средний чек хоть и растет, но заметно меньше, чем инфляция. Что говорит о том, что люди меньше покупают и чаще экономят.
В автомобильных грузоперевозках в январе-феврале 2025 года произошел обвал на 20-30%, писал Forbes. Около 20% грузовых автопарков простаивают.
"Похоже, сформировалась "экономика стагнации". Отсутствуют выраженные "драйверы роста": модель, основанная на сочетании роста зарплаты, доходов и потребления населения, жилищного строительства и импортозамещения, больше не работает", – цитировал "Коммерсант" Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
Один из ключевых показателей самочувствия производства – индекс промышленного производства – в Алтайском крае продолжает падать. Он показывает физические объемы изготовленной продукции и в январе-мае 2025 года, по данным Алтайкрайстата, составил 96,1% к такому же периоду прошлого года. В минпроме региона констатируют: на "грустную" динамику влияние оказывают высокая ключевая ставка и, соответственно, дороговизна кредитных денег, а также высокая база 2024 года.
Алтайский край не единственный в Сибири показывает отрицательную динамику по ИПП. Из 10 регионов СФО в шести она ниже 100%. Но наш регион – предпоследний с конца. Из 28 видов деятельности в промышленности, данные по которым публикует Алтайкрайстат, по 9 ИПП оказался выше 100%, по 19 видам – ниже.Напомним, по итогам первого квартала ИПП в крае составлял 98%. После сверхуспешных 2023-2024 годов, когда показатель доходил до 107%, уход в минус показал уже другое состояние экономики. Тогда исполнительный директор Союза промышленников Алтая Виктор Мещеряков сказал, что по итогам года индекс может упасть до 95%, а это уже близко к 94% крайне кризисного 2009 года. Но в минпроме региона отмечали, что, несмотря на небольшое падение, никакой паники на предприятиях нет.
Сейчас в министерстве также дали развернутый анализ причин дальнейшего падения.
Главные – добытчикиСерьезный плюс показывает добывающая отрасль, где выпуск увеличился на 31%. Лидерство здесь у добычи металлических руд, где динамика – 147%. Это связано с ростом объемов добычи руд на Корбалихинском руднике компании "Сибирь-Полиметаллы", где прошла мощная модернизация производства.
В обрабатывающей промышленности, к которой относится большинство заводов, индекс в январе-мае составил 96,3%.
Рост показало "производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования" – 109,1%. Главная заслуга здесь – у котельных и оборонных заводов.
Также в плюсе – "производство электронных изделий" с индексом в 117,3%. Здесь "зашиты" предприятия, изготавливающие электроприборы, системы пожаротушения, электронные компоненты.
Производство комплектующих для автомобилей выросло на 14,5%.
Кто в минусе"Это в первую очередь связано с выпуском продукции двойного назначения (то есть в том числе для оборонки. – Прим. ред.). При этом спрос на гражданскую продукцию: форсунки, колесные диски и топливные системы – снижается из-за простоев у российских производителей дизельных двигателей, техники и автомобилей", – сообщили в минпроме.
Вагоностроение – ИПП 76,4%. Главная причина резкого падения – политика компании "РЖД", которая ввела ограничения на регистрацию новых вагонов. "При этом, по данным предприятий отрасли, они вышли на стабильный уровень загрузки мощностей в 75-80% и планируют дальнейшую работу на нём", – сообщили в минпроме.
Производство кокса – ИПП 95,7%. Здесь фактически единственный производитель – "Алтай-Кокс", объемы которого полностью зависят от заказов головной компании – "НЛМК" – и ситуации на рынке металлов.
Индекс от 90 до 100% зафиксирован и во многих других отраслях производства: химической, электрооборудования, легкой, пищевой и других.
В числе причин падения в минпроме называют:
высокие ставки по оборотным кредитам, снижение инвестиционной активности крупных холдингов, которым заводы Алтайского края поставляют оборудование и технику, уменьшение спроса на товары народного потребления, снижение конкурентоспособности продукции на экспортных рынках из-за укрепления рубля."Этюд" в темных тонах"В целом предприятия не объявляли простои, не осуществляли массовые сокращения работников. Заработная плата выплачивается своевременно и продолжает индексироваться, социальные программы сохраняются. Предприятия ОПК, котлостроения и ряд производителей химической продукции продолжают набор кадров и готовы трудоустраивать сотрудников с предприятий, на которых снизились объемы производства", – сообщили в министерстве.
Падение идет не только в промышленности. "Картина в целом [по стране и экономике] состоит из темных красок", – говорил на недавнем конгрессе предпринимателей, на сессии, посвященной легкой промышленности, Анатолий Дегтярев, гендиректор компании "Спецобъединение Сибирь".
По стране по итогам первого квартала ВВП вырос примерно на 1%. Но при этом серьезное падение объемов произошло в одной из отраслей-локомотивов – строительстве, где из-за отмены льготной ипотеки и заградительных ставок по ипотеке произошел обвал продаж. За этим "посыпались" сопутствующие отрасли вроде производства и продажи стройматериалов, мебели и т. д.
В ритейле, писал в мае "Коммерсант", идет заметное сокращение числа покупателей, особенно непродовольственных товаров, и нарастание убытков в офлайн-торговле. А средний чек хоть и растет, но заметно меньше, чем инфляция. Что говорит о том, что люди меньше покупают и чаще экономят.
В автомобильных грузоперевозках в январе-феврале 2025 года произошел обвал на 20-30%, писал Forbes. Около 20% грузовых автопарков простаивают.
"Похоже, сформировалась "экономика стагнации". Отсутствуют выраженные "драйверы роста": модель, основанная на сочетании роста зарплаты, доходов и потребления населения, жилищного строительства и импортозамещения, больше не работает", – цитировал "Коммерсант" Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.