На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТОЛК

1 подписчик

Дорогое удовольствие или ценный ресурс: зачем Барнаулу вторая транспортная развязка

Судя по всему, появление развязки на улице Власихинской в Барнауле – лишь вопрос времени. Проект готов, прошел экспертизу и одобрен Совфедом. Сейчас власти Алтайского края добиваются федерального финансирования строительства инфраструктурного объекта. Деньги немалые – около 4 млрд рублей. С одной стороны, дорожное строительство – очень важная сторона развития большого города.

С другой, в воздухе давно висит вопрос: нужна ли Барнаулу еще одна развязка? И если нужна, то зачем? Порассуждать на эту любопытную тему мы пригласили представителей дорожно-транспортной сферы.

Предел перекрестка

Сначала расскажем о безусловных плюсах строительства второй развязки на улице Власихинской. Заместитель заведующего кафедрой организации и безопасности движения АлтГТУ Сергей Павлов напомнил, что вкупе с почти готовой авторазвязкой на Змеиногорском тракте она встраивается в единую схему движения транспорта через Барнаул по экономически важным направлениям. Во-первых, со стороны Павловска через окраину спального района города в Рубцовск и до границы с Казахстаном. Во-вторых, со стороны Павловска, через Змеиногорский тракт – на Новый мост, Чуйский тракт и дальше.

В данном контексте еще одна развязка, безусловно, разгрузит город. Путь от Павловского тракта, через улицу Власихинскую, две (в перспективе) многоуровневые развязки и Змеиногорский тракт могут стать удобной альтернативой баснословно дорогим в части реализации объездам Барнаула. Особенно в условиях роста автомобилизации и числа грузового транспорта.

В Индустриальном районе, где и предполагается строительство развязки, стремительно развивается промышленный сектор.

Вместе с ним увеличивается и поток большегрузов. Вдобавок спальный район Барнаула растет в сторону аэропорта. Рядом с ТРЦ "Арена" строят целый микрорайон, заселены первые жилые комплексы. Тенденция позитивная, но грозит транспортным коллапсом, ранее отмечали эксперты, так как существующая в районе дорожная сеть не рассчитана на такой приток населения с машинами.

В качестве альтернативы перегруженному Павловскому тракту должна выступить улица Власихинская. И здесь транспортный поток может упереться в узкое место – перекресток с шоссе Ленточный бор. Собственно, развязка №2 и должна решить наметившуюся проблему.

"Простым пересечением и светофорным регулированием решить вопрос с пропускной способностью перекрестка не получится, как и в случае с пересечением Змеиногорского и Южного трактов. Перекресток улицы Власихинской и шоссе Ленточный бор уперся в свой предел. Как правило, следующим шагом для увеличения пропускной способности выступает строительство: большого транспортного кольца (например, как на участке напротив ТЦ "Волна"), либо развязки в разных уровнях", – отметил Сергей Павлов.

Развязка №3 и комплексный подход

Однако чуда ждать не стоит, замечает эксперт. Транспортную развязку в черте любого города нельзя рассматривать в отрыве от дорожной сети. Если прилегающие участки дорог узкие и не отличаются высокой пропускной способностью, то и развязка не покажет какого-то грандиозного эффекта.

Для того, чтобы развязки работали в полную силу, на примыкающих к ней дорогах в идеале не должно быть большого числа светофоров, тормозящих поток, заметил Сергей Павлов. Что невозможно в условиях густонаселенного района с плотной жилой застройкой, требующей жесткого регулирования автопотока, которым и является Индустриальный район.

"На самой развязке по улице Власихинской, если она появится, заторов вероятно не будет, чего нельзя сказать о прилегающих дорогах, где светофоры, скорее всего, будут притормаживать поток автотранспорта. Естественно, светофоры должны быть правильно настроены, и тогда все будет работать на максимальную пропускную способность. Интеллектуальная транспортная система (ИПС), которую внедряют в Барнауле, как раз на это и направлена. Оборудование ИПС установили на отдельных участках Павловского тракта и проспекта Красноармейского. В планах – Змеиногорский тракт", – рассказал Сергей Павлов.

Так что, в вопросе перспектив, отрывающихся с появлением новой развязки, не все так однозначно. В том числе для развития транспортной сферы Барнаула в целом. Безусловно, такие объекты нужны, но в условиях города всегда требуется детальный анализ всех деталей, ведь строительство развязок – удовольствие не из дешевых.

"Одной из таких точек может стать перекресток проспекта Строителей и Павловского тракта. Если и там появится развязка, то, возможно, городу для улучшения транспортной ситуации тоннель даже не понадобиться. Но не стоит забывать о целесообразности. Среди транспортников есть мнение, что развязка – это самый дорогой способ передвинуть пробку на 100 метров в сторону. Если примыкающие улицы не справляются с потоком, то даже развязка особо не поможет", – заметил эксперт.

Он добавил: при росте пропускной способности улиц увеличивается интенсивность движения в городе. Как показывает практика других городов, процесс, как правило, стимулирует рост автомобилизации. Ездить становится легче, люди чаще пересаживаются на авто, плотность растет, заторы возвращаются. Замкнутый круг.

К тому же, в Барнауле сильна маятниковая миграция, когда утром поток населения спальных районов стремится в центр (на работу), а вечером возвращается обратно (домой). По грубым оценкам, это 70-80% всего автотрафика. Возникает вопрос: где будут парковаться автовладельцы в случае увеличения числа машин?

"Поэтому к дорожно-транспортным вопросам подходят комплексно и ставят стратегические задачи. В стесненных условиях таких компактных городов, как Барнаул, ставку нужно делать на общественный транспорт. Это мое мнение. Разумеется, никто не будет кошмарить автолюбителей. Но сделать ставку на продуманную сеть общественного транспорта с комфортным подвижным составом, на мой взгляд, просто необходимо. И не стоит забывать, что главная цель любого вида транспорта – сократить время на передвижение. А вот какими способами это будет достигнуто – приоритетом транспорта, развязками, велосипедами и т.д., – должны решать власти и специалисты в диалоге с общественностью", – заключил Сергей Павлов.

"Все останутся довольны"

О перспективе строительства второй развязки мы спросили и представителя городских пассажироперевозок. Предприниматель-перевозчик Николай Усольцев отметил, что появление дорожного объекта на улице Власихинской сделает проезд по участку гораздо удобнее.

Собеседник "Толка" напомнил, что сейчас, особенно в часы пик, перекресток собирает немаленькие заторы. Наиболее ощутимые пробки образуются со стороны путепровода через железнодорожные пути на шоссе Ленточный бор. И стоят в них не только авто, но и автобусы с пассажирами.

"Мне кажется, все плюсы таких объектов мы почувствуем, когда откроют развязку на Змеиногорском тракте. В Новосибирске много таких объектов. И это очень удобно. Думаю, когда в Барнауле построят еще одну, когда ее откроют и все будет хорошо, все останутся довольны", – заметил спикер.

Он заметил, что большие сложности могут ждать во время строительства масштабного дорожного объекта. Но, как показывает опыт реализации таких проектов, как путепровод на Новом рынке и транспортная развязка на Змеиногорском тракте, власти наверняка примут необходимые меры. Например, обеспечат водителей общественного и личного транспорта альтернативными объездами, разработают временные схемы движения, заключил эксперт.

"Время стройки будет тяжелым периодом. Если проезд совсем не перекроют, начнут собираться большие пробки. Но потом все будет хорошо", – отметил он.

От идеи до высокого одобрения

В завершение напомним, что инициатива построить вторую транспортную развязку возникла, когда первая еще была только в проекте – в прямом и переносном смысле. Проект для объекта, который достраивают на Змеиногорском тракте, разработали в 2020 году, после чего пару лет решался вопрос его реализации.

Тендер на подготовку проекта для развязки на перекрестке улицы Власихинской и шоссе Ленточный бор разыграли спустя год после этого – в 2021-м. Его выиграла компания "РосИнсталПроект". Цена контракта составила 25,1 млн рублей. Заказчиком выступил "Алтайавтодор".

В 2023 году проектная документация и результаты инженерных изысканий получили положительное заключение экспертизы. В 2024-м перспективу строительства объекта одобрили на самом высоком уровне. Своеобразной путевкой в жизнь вторую развязку обеспечили Дни Алтайского края в Совете Федерации, по итогам которых объект решили включить в госпрограмму "Развитие транспортной системы".

Сейчас краевые власти добиваются федерального финансирования на возведение развязки на улице Власихинской. Об этом министр транспорта Алтайского края Андрей Подолян рассказал в интервью "Алтайской Правде". Он пояснил: согласно разработанной смете, стоимость строительства может составить 3,9 млрд рублей.

На эти деньги построят транспортную развязку в двух уровнях. Верхний будет представлен довольно протяженной эстакадой, нижний – дорогами по улице Власихинской и "объездной". Общая протяженность дорожного полотна объекта составит около 970 метров. Самой длинной будет часть с эстакадой. Ее протяженность оценили в 830 метров. Более подробно о характеристиках объекта можно прочитать здесь.

По словам представителя компании-разработчика, проектировщики максимально сохранили существующую на сегодняшний день окружающую застройку. Часть земли и другую недвижимость, возможно, изымут. В апреле прошлого года глава региона подписал соответствующее постановление. Это одно из необходимых условий для проектирования любого нового дорожного объекта. Процедуру решили запустить заранее, чтобы можно было оперативно начать строительство.

Что же касается перспективной площадки под сам объект, то во время изысканий каких-то особенностей рельефа или нестабильных грунтов эксперты не обнаружили.

Судя по всему, появление развязки на улице Власихинской в Барнауле – лишь вопрос времени. Проект готов, прошел экспертизу и одобрен Совфедом. Сейчас власти Алтайского края добиваются федерального финансирования строительства инфраструктурного объекта. Деньги немалые – около 4 млрд рублей. С одной стороны, дорожное строительство – очень важная сторона развития большого города. С другой, в воздухе давно висит вопрос: нужна ли Барнаулу еще одна развязка? И если нужна, то зачем? Порассуждать на эту любопытную тему мы пригласили представителей дорожно-транспортной сферы.

Предел перекрестка

Сначала расскажем о безусловных плюсах строительства второй развязки на улице Власихинской. Заместитель заведующего кафедрой организации и безопасности движения АлтГТУ Сергей Павлов напомнил, что вкупе с почти готовой авторазвязкой на Змеиногорском тракте она встраивается в единую схему движения транспорта через Барнаул по экономически важным направлениям. Во-первых, со стороны Павловска через окраину спального района города в Рубцовск и до границы с Казахстаном. Во-вторых, со стороны Павловска, через Змеиногорский тракт – на Новый мост, Чуйский тракт и дальше.

В данном контексте еще одна развязка, безусловно, разгрузит город. Путь от Павловского тракта, через улицу Власихинскую, две (в перспективе) многоуровневые развязки и Змеиногорский тракт могут стать удобной альтернативой баснословно дорогим в части реализации объездам Барнаула. Особенно в условиях роста автомобилизации и числа грузового транспорта.

В Индустриальном районе, где и предполагается строительство развязки, стремительно развивается промышленный сектор. Вместе с ним увеличивается и поток большегрузов. Вдобавок спальный район Барнаула растет в сторону аэропорта. Рядом с ТРЦ "Арена" строят целый микрорайон, заселены первые жилые комплексы. Тенденция позитивная, но грозит транспортным коллапсом, ранее отмечали эксперты, так как существующая в районе дорожная сеть не рассчитана на такой приток населения с машинами.

В качестве альтернативы перегруженному Павловскому тракту должна выступить улица Власихинская. И здесь транспортный поток может упереться в узкое место – перекресток с шоссе Ленточный бор. Собственно, развязка №2 и должна решить наметившуюся проблему.

"Простым пересечением и светофорным регулированием решить вопрос с пропускной способностью перекрестка не получится, как и в случае с пересечением Змеиногорского и Южного трактов. Перекресток улицы Власихинской и шоссе Ленточный бор уперся в свой предел. Как правило, следующим шагом для увеличения пропускной способности выступает строительство: большого транспортного кольца (например, как на участке напротив ТЦ "Волна"), либо развязки в разных уровнях", – отметил Сергей Павлов.

Развязка №3 и комплексный подход

Однако чуда ждать не стоит, замечает эксперт. Транспортную развязку в черте любого города нельзя рассматривать в отрыве от дорожной сети. Если прилегающие участки дорог узкие и не отличаются высокой пропускной способностью, то и развязка не покажет какого-то грандиозного эффекта.

Для того, чтобы развязки работали в полную силу, на примыкающих к ней дорогах в идеале не должно быть большого числа светофоров, тормозящих поток, заметил Сергей Павлов. Что невозможно в условиях густонаселенного района с плотной жилой застройкой, требующей жесткого регулирования автопотока, которым и является Индустриальный район.

"На самой развязке по улице Власихинской, если она появится, заторов вероятно не будет, чего нельзя сказать о прилегающих дорогах, где светофоры, скорее всего, будут притормаживать поток автотранспорта. Естественно, светофоры должны быть правильно настроены, и тогда все будет работать на максимальную пропускную способность. Интеллектуальная транспортная система (ИПС), которую внедряют в Барнауле, как раз на это и направлена. Оборудование ИПС установили на отдельных участках Павловского тракта и проспекта Красноармейского. В планах – Змеиногорский тракт", – рассказал Сергей Павлов.

Так что, в вопросе перспектив, отрывающихся с появлением новой развязки, не все так однозначно. В том числе для развития транспортной сферы Барнаула в целом. Безусловно, такие объекты нужны, но в условиях города всегда требуется детальный анализ всех деталей, ведь строительство развязок – удовольствие не из дешевых.

"Одной из таких точек может стать перекресток проспекта Строителей и Павловского тракта. Если и там появится развязка, то, возможно, городу для улучшения транспортной ситуации тоннель даже не понадобиться. Но не стоит забывать о целесообразности. Среди транспортников есть мнение, что развязка – это самый дорогой способ передвинуть пробку на 100 метров в сторону. Если примыкающие улицы не справляются с потоком, то даже развязка особо не поможет", – заметил эксперт.

Он добавил: при росте пропускной способности улиц увеличивается интенсивность движения в городе. Как показывает практика других городов, процесс, как правило, стимулирует рост автомобилизации. Ездить становится легче, люди чаще пересаживаются на авто, плотность растет, заторы возвращаются. Замкнутый круг.

К тому же, в Барнауле сильна маятниковая миграция, когда утром поток населения спальных районов стремится в центр (на работу), а вечером возвращается обратно (домой). По грубым оценкам, это 70-80% всего автотрафика. Возникает вопрос: где будут парковаться автовладельцы в случае увеличения числа машин?

"Поэтому к дорожно-транспортным вопросам подходят комплексно и ставят стратегические задачи. В стесненных условиях таких компактных городов, как Барнаул, ставку нужно делать на общественный транспорт. Это мое мнение. Разумеется, никто не будет кошмарить автолюбителей. Но сделать ставку на продуманную сеть общественного транспорта с комфортным подвижным составом, на мой взгляд, просто необходимо. И не стоит забывать, что главная цель любого вида транспорта – сократить время на передвижение. А вот какими способами это будет достигнуто – приоритетом транспорта, развязками, велосипедами и т.д., – должны решать власти и специалисты в диалоге с общественностью", – заключил Сергей Павлов.

"Все останутся довольны"

О перспективе строительства второй развязки мы спросили и представителя городских пассажироперевозок. Предприниматель-перевозчик Николай Усольцев отметил, что появление дорожного объекта на улице Власихинской сделает проезд по участку гораздо удобнее.

Собеседник "Толка" напомнил, что сейчас, особенно в часы пик, перекресток собирает немаленькие заторы. Наиболее ощутимые пробки образуются со стороны путепровода через железнодорожные пути на шоссе Ленточный бор. И стоят в них не только авто, но и автобусы с пассажирами.

"Мне кажется, все плюсы таких объектов мы почувствуем, когда откроют развязку на Змеиногорском тракте. В Новосибирске много таких объектов. И это очень удобно. Думаю, когда в Барнауле построят еще одну, когда ее откроют и все будет хорошо, все останутся довольны", – заметил спикер.

Он заметил, что большие сложности могут ждать во время строительства масштабного дорожного объекта. Но, как показывает опыт реализации таких проектов, как путепровод на Новом рынке и транспортная развязка на Змеиногорском тракте, власти наверняка примут необходимые меры. Например, обеспечат водителей общественного и личного транспорта альтернативными объездами, разработают временные схемы движения, заключил эксперт.

"Время стройки будет тяжелым периодом. Если проезд совсем не перекроют, начнут собираться большие пробки. Но потом все будет хорошо", – отметил он.

От идеи до высокого одобрения

В завершение напомним, что инициатива построить вторую транспортную развязку возникла, когда первая еще была только в проекте – в прямом и переносном смысле. Проект для объекта, который достраивают на Змеиногорском тракте, разработали в 2020 году, после чего пару лет решался вопрос его реализации.

Тендер на подготовку проекта для развязки на перекрестке улицы Власихинской и шоссе Ленточный бор разыграли спустя год после этого – в 2021-м. Его выиграла компания "РосИнсталПроект". Цена контракта составила 25,1 млн рублей. Заказчиком выступил "Алтайавтодор".

В 2023 году проектная документация и результаты инженерных изысканий получили положительное заключение экспертизы. В 2024-м перспективу строительства объекта одобрили на самом высоком уровне. Своеобразной путевкой в жизнь вторую развязку обеспечили Дни Алтайского края в Совете Федерации, по итогам которых объект решили включить в госпрограмму "Развитие транспортной системы".

Сейчас краевые власти добиваются федерального финансирования на возведение развязки на улице Власихинской. Об этом министр транспорта Алтайского края Андрей Подолян рассказал в интервью "Алтайской Правде". Он пояснил: согласно разработанной смете, стоимость строительства может составить 3,9 млрд рублей.

На эти деньги построят транспортную развязку в двух уровнях. Верхний будет представлен довольно протяженной эстакадой, нижний – дорогами по улице Власихинской и "объездной". Общая протяженность дорожного полотна объекта составит около 970 метров. Самой длинной будет часть с эстакадой. Ее протяженность оценили в 830 метров. Более подробно о характеристиках объекта можно прочитать здесь.

По словам представителя компании-разработчика, проектировщики максимально сохранили существующую на сегодняшний день окружающую застройку. Часть земли и другую недвижимость, возможно, изымут. В апреле прошлого года глава региона подписал соответствующее постановление. Это одно из необходимых условий для проектирования любого нового дорожного объекта. Процедуру решили запустить заранее, чтобы можно было оперативно начать строительство.

Что же касается перспективной площадки под сам объект, то во время изысканий каких-то особенностей рельефа или нестабильных грунтов эксперты не обнаружили.

 

Ссылка на первоисточник
наверх