"Театр начинается с вешалки", – гласит крылатое выражение. Но театр за колючей проволокой начинается совсем иначе. Его прелюдия – не шелест снимаемых пальто и не оживленный гул фойе. Его первый акт – это металлодетекторы на контрольно-пропускном пункте, лязг автоматических замков, строгая проверка документов и внимательный взгляд сотрудников исправительного учреждения.
И так каждый раз, когда солист Алтайского государственного музыкального театра, руководитель литературно-драматургической части, режиссер и член Общественного совета при УФСИН Илья Зуев приезжает на репетиции. Здесь, за колючей проволокой, в рамках проекта "Театр за чертой. Точка свободы" он ставит спектакль. Его труппа — осужденные, декорации — скромны, а главный реквизит — непростые человеческие судьбы."Уже шесть лет я сотрудничаю с системой УФСИН, в том числе с ЛИУ-1, чей коллектив любительского театра за спектакль "Смерть в рассрочку" был отмечен почетной грамотой. Могу с гордостью сказать, что никто из освободившихся участников не вернулся обратно в колонию, а двое даже работают в профессиональном театре", – рассказывает режиссер.
Алтайский край – первый и пока единственный регион, решившийся на реализацию этого уникального проекта. Его цель – изменить мировоззрение осужденных через участие в творческом процессе. В рамках подготовки к премьере спектакля с ними проводят занятия по актерскому мастерству, технике речи, режиссуре и сценографии.
"Самое сложное – найти однополую пьесу. В обычном театре проблема одна – незанятые женщины. Мужских ролей всегда больше. Но при этом найти материал, в котором не будет ни одного женского персонажа – тоже очень сложно.
Поэтому в основном действие наших спектаклей происходит в армии или в тюрьме", – делится Илья Зуев.
Выйти на сцену клуба колонии решаются не все. Тем более, репертуар подбирается не самый простой. В этом году, например, выбор пал на авторов, чье творчество тесно связано с Алтайским краем – Роберта Рождественского, Василия Шукшина, Владимира Свинцова, Льва Квина. Илья Зуев с труппой ЛИУ-1 готовит спектакль по произведению Григория Гребенщикова. Режиссер признается: текст уникален и сложен. Никиту, – одного из актеров, занятых в спектакле, это не пугает. Для него выход на сцену – это своего рода терапия, которая позволяет не забывать, кто он.
"Я всегда был творческих человеком, писал песни, рисовал, занимался веб-дизайном. Однажды даже сыграл в массовке сериала на студии Бондарчука. Но дальше дело не пошло, потому что занялся тем, за что попал сюда. Сейчас репетиции и постановки помогают мне отвлечься, выплеснуть часть энергии и накопившиеся эмоции", – признается осужденный.
Нехватку реквизита и костюмов клуб колонии восполняет благодаря помощи профессиональных театров. Костюмерные города делятся тем, что уже отыграло свои спектакли, но еще хранит театральную магию. Есть в арсенале и технические средства, позволяющие оживить действие и добавить музыку.
Проект "Театр за чертой. Точка свободы" реализуется при поддержке Министерства культуры РФ, Ассоциации музыкальных театров и Общественного совета при УФСИН России по Алтайскому краю. Помимо ЛИУ-1 спектакли ставятся еще в пяти исправительных учреждениях – ЛИУ-8, ИК-3, ИК-6 в Шипуново, ИК-5 и ИК-10 в Рубцовске."У нас есть студия звукозаписи и студия мультипликации. Осужденные сами ищут идеи, снимают ролики и рисуют мультфильмы, озвучивают их, монтируют, которые в последствии транслируют по внутреннему кабельному телевидению. Также клуб занимается культурно-массовой деятельностью. За активную творческую деятельность осужденные получают поощрения, то, чего здесь ждут больше всего – дополнительные свидания с близкими и дополнительные посылки", – отмечает начальник отдела по воспитательной работе с осужденными ЛИУ-1 Александр Варов.
"Театр начинается с вешалки", – гласит крылатое выражение. Но театр за колючей проволокой начинается совсем иначе. Его прелюдия – не шелест снимаемых пальто и не оживленный гул фойе. Его первый акт – это металлодетекторы на контрольно-пропускном пункте, лязг автоматических замков, строгая проверка документов и внимательный взгляд сотрудников исправительного учреждения. И так каждый раз, когда солист Алтайского государственного музыкального театра, руководитель литературно-драматургической части, режиссер и член Общественного совета при УФСИН Илья Зуев приезжает на репетиции. Здесь, за колючей проволокой, в рамках проекта "Театр за чертой. Точка свободы" он ставит спектакль. Его труппа — осужденные, декорации — скромны, а главный реквизит — непростые человеческие судьбы.
"Уже шесть лет я сотрудничаю с системой УФСИН, в том числе с ЛИУ-1, чей коллектив любительского театра за спектакль "Смерть в рассрочку" был отмечен почетной грамотой. Могу с гордостью сказать, что никто из освободившихся участников не вернулся обратно в колонию, а двое даже работают в профессиональном театре", – рассказывает режиссер.
Алтайский край – первый и пока единственный регион, решившийся на реализацию этого уникального проекта. Его цель – изменить мировоззрение осужденных через участие в творческом процессе. В рамках подготовки к премьере спектакля с ними проводят занятия по актерскому мастерству, технике речи, режиссуре и сценографии.
"Самое сложное – найти однополую пьесу. В обычном театре проблема одна – незанятые женщины. Мужских ролей всегда больше. Но при этом найти материал, в котором не будет ни одного женского персонажа – тоже очень сложно. Поэтому в основном действие наших спектаклей происходит в армии или в тюрьме", – делится Илья Зуев.
Выйти на сцену клуба колонии решаются не все. Тем более, репертуар подбирается не самый простой. В этом году, например, выбор пал на авторов, чье творчество тесно связано с Алтайским краем – Роберта Рождественского, Василия Шукшина, Владимира Свинцова, Льва Квина. Илья Зуев с труппой ЛИУ-1 готовит спектакль по произведению Григория Гребенщикова. Режиссер признается: текст уникален и сложен. Никиту, – одного из актеров, занятых в спектакле, это не пугает. Для него выход на сцену – это своего рода терапия, которая позволяет не забывать, кто он.
"Я всегда был творческих человеком, писал песни, рисовал, занимался веб-дизайном. Однажды даже сыграл в массовке сериала на студии Бондарчука. Но дальше дело не пошло, потому что занялся тем, за что попал сюда. Сейчас репетиции и постановки помогают мне отвлечься, выплеснуть часть энергии и накопившиеся эмоции", – признается осужденный.
Нехватку реквизита и костюмов клуб колонии восполняет благодаря помощи профессиональных театров. Костюмерные города делятся тем, что уже отыграло свои спектакли, но еще хранит театральную магию. Есть в арсенале и технические средства, позволяющие оживить действие и добавить музыку.
Проект "Театр за чертой. Точка свободы" реализуется при поддержке Министерства культуры РФ, Ассоциации музыкальных театров и Общественного совета при УФСИН России по Алтайскому краю. Помимо ЛИУ-1 спектакли ставятся еще в пяти исправительных учреждениях – ЛИУ-8, ИК-3, ИК-6 в Шипуново, ИК-5 и ИК-10 в Рубцовске."У нас есть студия звукозаписи и студия мультипликации. Осужденные сами ищут идеи, снимают ролики и рисуют мультфильмы, озвучивают их, монтируют, которые в последствии транслируют по внутреннему кабельному телевидению. Также клуб занимается культурно-массовой деятельностью. За активную творческую деятельность осужденные получают поощрения, то, чего здесь ждут больше всего – дополнительные свидания с близкими и дополнительные посылки", – отмечает начальник отдела по воспитательной работе с осужденными ЛИУ-1 Александр Варов.